Религиозные организации буддизма

Буддизм возник в IV веке до нашей эры и стал одним из крупнейших мировых религиозных движений. Буддизм – это учение, основанное на учениях и жизни принципалов, которые были своего рода просветленными учителями. Однако, буддизм разветвился на множество различных направлений, каждое из которых имеет свои особенности и убеждения.

Одним из наиболее известных направлений буддизма является Теравада. Оно является старейшим из существующих направлений буддизма и распространено преимущественно в Южной и Юго-Восточной Азии. Теравада считает себя наследником оригинального и истинного учения Будды и ставит в основу своей философии учение о «Нирване», что означает преодоление страданий и достижение истинного пути.

Другим распространенным направлением буддизма является Махаяна, которое отличается от Теравады взглядом на просветление. Махаяна полагает, что просветление может быть достигнуто не только лично, но и для пользы всех существ. Это направление акцентирует внимание на алтруизме, сострадании и участии в избавлении всех существ от страданий.

Также стоит отметить восточный вариант буддизма – Зен. Зен-буддизм сосредотачивается на практике медитации и обретении просветления через «satori» – миг мгновения бодрствования, когда отпадают все сомнения, и человек осознает свою истинную природу. Практика Зен-буддизма подразумевает постоянное обращение внимания на мгновения, которые являются «его вечными точками», а также отличается глубокими контактами с природой и восприятием мира через все органы чувств.

Основные направления буддизма

Буддизм, основанный на учениях Будды Шакьямуни, сформировал несколько основных направлений, каждое из которых имеет свои особенности и уникальные аспекты.

  1. Теравада: это одно из старейших направлений буддизма, которое преобладает в Южной и Юго-Восточной Азии. Оно уделяет особое внимание знанию учений Будды, самостоятельности и просветлению через монашескую практику. Теравада считает, что для достижения просветления необходимо быть монахом или монахиней и отрешиться от материального мира.
  2. Махаяна: это наиболее распространенное направление буддизма, которое обрело популярность в Северной Азии, Тибете, Монголии, Китае, Японии и Корее. Основной принцип Махаяны — оказание помощи всем существам и стремление достичь просветления ради блага всех живых существ. Махаяна признает возможность просветления не только для монахов, но и для всех людей, независимо от их социального статуса или положения.
  3. Ваджраяна: также известный как тантрический буддизм, это направление, основанный на ритуальной и магической практике. Ваджраяну характеризуют сложные ритуалы, ритуальные музыкальные инструменты и мантры. Она широко распространена в Тибете, Непале, Бутане, Японии и Монголии.
  4. Зен: это медитативное направление буддизма, которое практикуется в Японии, Китае и Южной Корее. Основной акцент в Зене делается на медитации, чтобы достичь прямого и непосредственного прозрения и просветления. Зен, часто называемый «путь меча», рассматривает каждую повседневную деятельность как возможность для практики медитации.
  5. Ничирен: это синкретическое направление, основанное на учении Ничирена Дайсонина. Главной практикой Ничирена является рекитантная практика медитации на мантру «Наму-Миохо-Рэнгэ-Кьо», которая позволяет достичь просветления и преобразования нашего окружения. Ничирен считает, что все люди могут достичь просветления в этой жизни.
  6. Амитабха: Амитабха Будда — покровитель этого направления. Он символизирует просветление и вечное блаженство. Поклонение и молитвы Амитабхе помогают последователям достичь райской земли Будды, часто называемой Землей Острова Чистого.
Буддизм - духовность, мечеть - место служения - синтез Китая и Ислама в буддийской мечети

Каждое из этих направлений имеет своеобразную философию, уникальные практики и предлагает свой путь к просветлению. И хотя все они стремятся к одной и той же цели — достижению просветления и освобождению от страданий, каждое направление предлагает индивидуальный подход и практики для достижения этой цели.

Теравада: основные принципы и особенности

Основой теравады являются Палийские каноны — собрание священных текстов буддизма, в которых содержится учение и наставления, преданные письменной фиксации после смерти основателя буддизма Гаутамы Будды. Важнейшим из этих текстов является суттапитака, который состоит из трех частей: диск истины (виньяна питака), коллекция предписаний (сутта питака) и коллекция психологии (абхидхамма питака). Теравада придерживается традиции передачи учения устно от учителя к ученику.

Среди основных принципов теравады — направленность на достижение нирваны, самосовершенствование и освобождение от страданий. Также важное значение в этой школе уделяется медитации и практике осознанности (випассана-медитации).

Особенности теравады

  • Стремление к непосредственному осознанию и самопознанию;
  • Отказ от веры и религиозных ритуалов в пользу практики и самостоятельного познания;
  • Самостоятельная работа над собой и осознанность в повседневной жизни;
  • Сильный акцент на медитации и практике основных навыков ума;
  • Стремление к полному просветлению и достижению нирваны в текущей жизни;
  • Соблюдение пяти уступков — основных предписаний буддизма, привносящих гармонию в повседневную жизнь:
    • Не убивать;
    • Не красть;
    • Не совершать прелюбодеяние;
    • Не лгать;
    • Не употреблять алкоголь и наркотики.

Теравада в основном распространена в странах Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Шри-Ланку, Мьянму, Камбоджу и Лаос. Эта школа буддизма славится своими монастырями, где монахи и монахини углубленно занимаются медитацией и стремятся к самосовершенствованию.

Махаяна: философия и концепции

В философии Махаяны центральное место занимает идея сочувствия и желание помочь всем существам избавиться от страданий и достичь просветления. Это отличает Махаяну от Теравады, которая сконцентрирована преимущественно на индивидуальном пути к просветлению.

Понятие «Бодхисаттва»

В Махаяне большое значение уделяется понятию «бодхисаттва» — существа, которое обрело просветление, но отказывается покинуть цикл рождения и смерти, чтобы помочь остальным существам достичь освобождения. Бодхисаттва представляет собой высшую идеал человека, который стремится к бескорыстной службе и преобладает в махаянской практике.

Понятие «Суньята»

В Махаяне также присутствует философская концепция «суньята» — понимание пустоты всех явлений. Согласно этой концепции, все феномены являются пустыми и лишенными постоянства. Отказываясь от привязанности к материальному миру, буддисты стремятся преодолеть ложные представления об реальности и достичь просветления.

Моя религия - путь к просветлению и счастью в буддизме

Махаяна также включает другие философские и концептуальные аспекты, такие как понимание «чистых земель», в которых просветленные существа помогают другим достичь просветления, и понятие трех тел Будды — тела идеи, тела наслаждения и тела реальности.

Махаяна охватывает множество школ и течений, каждое из которых имеет свои особенности и учения. Некоторые из наиболее известных школ Махаяны включают Чженьтяй, Хуаян, и Пурбооеже.

Все эти концепции и учения Махаяны направлены на то, чтобы помочь существам достичь просветления и освободиться от страданий и цикла рождения и смерти. Махаяна играет важную роль в развитии буддизма и продолжает быть значимой и влиятельной силой в мире сегодня.

Ваджраяна: путь тантрического буддизма

Особенностью Ваджраяны является использование тантрической практики — специальных ритуалов, мантр и символов — для достижения просветления. Тантрический буддизм отличается от других направлений своей акцентировкой на пренебрежении телесного, материального и морального и принятии таких явлений, как сексуальность.

Ключевые понятия Ваджраяны — это «яблоко», «благословение» и «приютение». Они символизируют способы достижения просветления и объединения с божественным. Ваджраяна также активно использует медитацию и визуализацию для обретения осознанности и просветления.

Еще одна особенность Ваджраяны — это практика мандал — геометрических диаграмм, которые служат средством концентрации и медитации. Мандалы помогают практикам развить глубокое понимание бессмысленности мира и достичь просветления через контроль над собой и своими мыслями.

Также Ваджраяна уделяет особое внимание своим мастерам — ламам. Ламы играют ключевую роль в руководстве практиками и передаче знаний. Они являются своего рода учителями, проводниками и покровителями практикующих буддистов, их задача — помочь своим ученикам преодолеть страхи, блоки и достичь просветления.

Ваджраяна считается наиболее сложным и глубоким направлением буддизма, требующим от практикующих основательных знаний и понимания его основных принципов. Тем не менее, многие буддисты находят в этом направлении свою духовную истины и достигают просветления через его практику.

Зен: медитативное направление буддизма

Основные принципы зена:

  • Прямой опыт: зен подчеркивает важность прямого контакта с реальностью, на практике это проявляется в медитации (зазен) и осознанности в повседневной жизни.
  • Интуитивное познание: зен не ставит акцент на интеллектуальное понимание, а предлагает непосредственное, нерациональное познание.
  • Осознанность в действии: зенские монахи обязаны проявлять полную осознанность и внимание во время выполнения каждой простой повседневной задачи, будь то приготовление еды или уборка.

Особенности зена:

Зенские ученики тренируются в монастырях под руководством наставников, возможно в течение нескольких лет. Основная практика в зене – это зазен, или сидячая медитация, при которой сознание очищается от мыслей и восприятий. Одно из важных понятий зена – кан, или сансара, которое обозначает пространство, в котором происходит осознание.

Срединный путь в буддизме - ключ к осознанию и счастью

Зенские монахи считаются образцом смирения и самоотречения, а зенское искусство с его контролируемой, но выразительной манерой – это проявление гармонии и прямоты внутреннего воззрения. Несмотря на свою простоту, зен – весьма сложное направление буддизма, требующее глубокого понимания и практической работы над собой.

Ничирэн: синкретическое учение и практики

Ничирэнизм, как его также называют, стремится к достижению просветления через веру в наставления Будды и посвящение своей жизни служению людям и распространению учения. Основным объектом почитания в этом направлении является Лотос Сутра – одно из основных буддийских писаний, которое считается сокровенным учением Будды и предоставляет всем существам возможность достижения просветления.

Учение Ничирэна включает понятие «Нам-мёё-хо-рэнге-кьё» (Откровение истинного учения Лотоса), которое подчеркивает необходимость распространения Лотос Сутры и отрицает другие буддийские тексты, считая их недостаточно просветленными и не способными привести к истинному просветлению.

Основные принципы и практики Ничирэна:
1. Рецитация молитв и мантр, в частности мантры «Нам-мёё-хо-рэнге-кьё», приносящей благополучие и просветление.
2. Вера в силу Лотос Сутры – основного текста для развития духовности и достижения просветления.
3. Посвящение своей жизни распространению учения и помощи людям, считая это основной практикой, способствующей просветлению.
4. Развитие веры и преданности Нам-мёё-хо-рэнге-кьё, исходя из убеждения, что она является прямым путем к просветлению.

Ничирэн разработал свою собственную практику, которая включает в себя рецитацию молитв и мантр, медитацию и посвящение себя служению буддизму. Ученики этого направления стремятся к жизни в гармонии с другими людьми, помогая им и пропагандируя мир, справедливость и социальное равенство.

Направление Ничирэна имеет множество последователей в Японии и за ее пределами. Они исповедуют веру в мощь Лотос Сутры и стремятся к просветлению через практику молитв и служение обществу.

Амитабха: покровитель буддизма Падмапани

Амитабха является покровителем буддизма Падмапани, которое основано на учении Ваджраяны и имеет свои особенности и практики. Ваджраяна — это тантрическое направление буддизма, которое акцентирует внимание на практике мантр и ритуалов. Ваджраяна проповедует, что путь к просветлению можно достичь в течение одной жизни, в отличие от других направлений буддизма.

Амитабха изображается в позе процветания, сидя на лотосе и сияющий своим божественным светом. Его центральное учение — это молитва и повторение его имени «Намо Амитабха Буддха» или «Ом Амитабха Хум». Верующие буддисты молятся к Амитабхе, чтобы достичь его благословения и рассеять все свои негативные кармические препятствия.

Буддизм Падмапани считает Амитабху заключительным светом пяти чистых божеств в задаче преображения человека и совершенного восприятия. В его учении акцент делается на развитие сострадания и любви, а также на прекращение цикла рождения и смерти.

В общем, Амитабха считается неким идеалом просветления и духовного развития для буддистов Падмапани.

Похожие записи